Спортивное рыболовство

Телефон редакции

+7 (921) 943-98-00

Винтажные блесны

Все новое — это хорошо забытое старое... Это — прописная истина, но что еще скажешь, держа в руках воблер (фото 1), аналог теперешнего хита Bent Minnow, выпущенный за шестьдесят лет до твоего рождения? Но обо всем по порядку.

foto1.jpg

Звонок застал меня на трассе М10 где-то под Тверью: «Старина, я тут решил в магазине у себя открыть отдел-музей винтажных блесен, заедешь посмотреть?» — «Конечно, заеду». — «Заезжай, познакомлю тебя с интересным человеком».

foto10.jpg

Этим самым «музеем винтажных блесен» я представил себе склад ржавого металлолома советского производства — и надо сказать, крупно ошибся. «МЕППСы » и «Блю Фоксы» сороковых — пятидесятых годов приковали мое внимание в первую очередь качеством материалов и сборки. Никакого силумина и прочего черного металла — только латунь, медь и нержавейка на каркасе — вот и весь секрет, почему блесна Pflueger Muskill (фото 2), выпущенная в 1921 году, прекрасно заводится и по сей день.

А самое интересное — звук при проводке. Если более поздние варианты этой блесны издают при вращении характерный металлический перестук, то шуршание лепестка из меди о витую медную же проволоку больше всего напоминает звук, с которым упавший в воду жук пытается взлететь. «Слушай, неужели это все до сих пор в боевом состоянии и может ловить?» — спрашиваю я у Владимира Козлова — коллекционера и эксперта в области старых блесен.

блесна Pflueger Muskill

Володя улыбается: «А как ты думал? Делали в те времена на совесть, тенденция к удешевлению продукции началась гораздо позже. Я где-то читал, что в Штатах во времена Великой депрессии средняя зарплата была около ста долларов, а вот этот воблер (Володя берет в руки уже упомянутый мной аналог «Бент Минноу» — выпускавшийся с 1929 г. Teas Oreno) — стоил двадцать пять. Понимаешь? Это четверть зарплаты. Зато посмотри, как сделали!».

А сделали действительно на совесть. Одни только засверловки под арматуру, облицованные металлом, чего стоят. Я уж молчу про хитрую форму лопаты, единым металлическим каркасом охватывающей всю мордочку воблера (фото 3) и защищающую ее от ударов о камни. Володя продолжает: «А если кто-нибудь сейчас захочет это повторить, снова наладив производство таких вот, к примеру, блесен (коллекционер показывает мне «вертушку» поражающих воображение размеров), то повторить уже вряд ли получится — такой проволоки уже не выпускают, да и лепесток из чистой латуни такого размера... Ну, ты понимаешь, сколько он будет стоить». — «Догадываюсь». — «Ну вот.

foto3.jpg

А в те времена об этом не парились. Делали на века. Вот посмотри — девон от MEPPS (фото 4)». — «Что, MEPPS выпускала девоны?» — «Как видишь. Отливка из латуни, приманку хоть сейчас можно брать и ловить. А вот еще один девон (фото 5), обрати внимание — безо всяких подшипников турбинки работают в противофазе. Умели делать». «А это что?» — я беру в руки блесну. Ну, как блесну — скорее куклу в виде русалки с тройниками (фото 6): «На это тоже ловили?» — «Я тебе больше скажу — она до сих пор ловит. А экстерьер — ну, ты же понимаешь, рыбаки как дети, тяга к красивым игрушками с возрастом лишь усиливается», — смеется Володя. «Я так понимаю, что все это ты опробовал на практике?» — «Не все, но большинство.

девон от MEPPS

Некоторые вещи есть просто для коллекции, но в основном — это все рабочие вещи. Гоняюсь за ними давно уже, и, как видишь, поднакопилось». — «Володь, а с чего началась коллекция? Как пришла эта мысль — собирать старые блесны, ведь удовольствие явно не из дешевых?» — «Знаешь, началось все просто из любопытства, а потом ощущение, что ловишь приманкой с историей — это непередаваемо. Вот этот воблер, например, сделали еще до изобретения атомной бомбы, вырезали из дерева (фото 7), не знавшего глобального потепления и грязной атмосферы. Разве это не стоит того, чтобы себя побаловать? И самое главное — неважно, поверишь ты или нет — все они ловят. Все.

Сейчас у многих производителей можно встретить такую ситуацию: две одинаковых блесны, одна ловит, другая — нет. А здесь такого почти не бывает. Вот и гоняюсь за раритетами. Понимаешь, фактически все, что пришло к нам недавно из Японии — «Малас», «Бенты» и многое другое — впервые появилось в Европе и Америке тридцатых — пятидесятых годов. Да, бесспорно, японские инженеры внесли в конструкции свои изменения, но родственность идей прослеживается явно. Мне интересно разловить приманки, на которые ловили наши прадеды.

девон от MEPPS

Некоторые вещи я, откровенно говоря, не понимаю — скажем, как они умудрялись забрасывать при тех снастях. Ну вот как ты бросишь инерционной катушкой «единичку» MEPPS? А они бросали. Кто-то собирает марки, кто-то — телефоны, а мне интересна история рыболовных приманок в экспонатах. А она в них прослеживается — вот взгляни», — Володя протягивает мне «Абу Гарсиа Рефлекс». Смотрю.

Честно говоря, мало чем кроме потертости отличается от висящего на стенде в магазине. Но переворачиваю лепесток — и с удивлением читаю — «Japan» (фото 8). Не веря своим глазам, перечитываю. Надпись гласит все то же самое. Володя хитро улыбается: «А ты не знал, что раньше их делали в Стране Восходящего солнца?» — «Нет». — «Вот и я не знал, а оказывается, что до того, как большинство мощностей было перенесено в Китай, какое-то время «Рефлекс» выпускали в Японии. И таких говорящих приманок у меня в коллекции много. Вот, например, MEPPS. Французский, как ты понимаешь.

foto6.jpg

Читай на лепестке». — «Читаю — «British Patent» (фото 9). А как так получилось?» Володя слегка замялся: «Я и сам пока не выяснил, честно говоря. Есть мнение, что надпись нанесена с целью защиты авторских прав. Или по требованиям действовавшего тогда торгового законодательства. Или еще почему-то. Вопрос и на самом деле интересный, и ответа я пока не нашел. Но сделана по патенту блесна точно во Франции, вот и надпись соответствующая. Но эта загадка еще требует решения».

foto7.jpg

Володя продолжает: «А вот смотри — «Блю фокс». Финский, наверное?» Но я теперь уже ни в чем не уверен после истории с «Рефлексом»: «А вот не знаю». — «И правильно не знаешь. Смотри — «made in France» (фото 10)». — «Да ладно! И сколько еще секретов скрывает твоя коллекция?» — «Не секретов, а, скорее, неизвестных страниц индустрии рыболовных приманок. Но на самом деле — много. А вот смотри еще...» …Беседовали мы еще долго и о многом другом, всего не перескажешь.

Все это стоит увидеть своими глазами, подумать, подержать в руках. Но ощущение того, что я прикоснулся к истории, не оставляло меня еще долго. Думаю, буду поглядывать за новыми поступлениями этого отдела-музея.

foto8.jpg foto9.jpg