Спортивное рыболовство

Телефон редакции

+7 (921) 943-98-00

Сибирь, Иртыш

Те, кто не был в Сибири, представляют здешние места по фильмам типа «Угрюм-река». Там и тайга, и девственная природа, и высоченные кедры с шишками. Кристально чистые воды. Белки с бурундуками. А я уже больше десятка раз тут на рыбалках побывал. И все не так! Нет, кедры есть. И белки по ним прыгают. И даже чистая вода есть. Но чаще всего, когда мы на рыбалку едем на большие реки или даже на озера — Сибирь выглядит совсем иначе. Это либо высокий берег, на который не забраться, либо «песчаный пляж», где легко провалиться выше колена в жижу (фото 1). Вместо белок по берегу бегают собаки и пытаются растащить лагерь, пока мы ловим рыбу. А вода… Мягко говоря — не кристально чистая. Очень мягко говоря.

Нет, конечно, Сибирь — она тоже разная. И если уехать куда-то в верховья рек, где ловится таймень и хариус — там, скорее всего, так и будет. Но три мои рыбы, за которыми я летаю на сибирские рыбалки — они чаще всего ловятся именно в таких условиях (фото 2). Щука, окунь и судак. И именно за ними уже в который раз я лечу в любимую Тюмень. А потом еду от нее на север, а потом еще на лодках... Далеко. В этот раз решили половить поближе, на Иртыше, в «каких-то» пятистах километрах от Тюмени. Совсем мне эта река иной представлялась.

Да и вообще все наши подходы к ловле тут не очень работают. Уже в который раз я в этом убеждаюсь. Что на реках, что на озерах. Нету у нас в регионе ничего похожего. И когда мы далеко ездили на притоки Оби, и когда на озера таежные летали. Ловля совсем по-иному построена. И не столько в снастях, сколько именно в поиске. И в глобальном поиске, и в локальном.

Помню, когда первый раз приехал на северную рыбалку, то вместе с напарником (тоже из Питера) очень долго не могли поймать вообще ничего. И это при том, что опыта ловли на разных водоемах у нас было предостаточно. А тем временем местный экипаж ловил крупных щук одну за другой. Но показали, научили, объяснили — и у нас все наладилось.

В этот раз — река новая. И подходы другие. И решили экипажи поделить — в одной лодке и местный, и гость. Очень правильное решение. В противном случае я бы искал рыбу ну очень долго. Несмотря на то, что ее количество в некоторых местах просто зашкаливало. И столько щуки, пусть и некрупной (фото 3), я не встречал ни разу в жизни. Конечно, в первые мои поездки в те края было лучше — рыба была полноразмерная. Но не в таких диких количествах. Но об этом позже...

Иртыш (фото 4). Приток Оби. Большая речка. Там, где мы были, его ширина составляет на взгляд от 300 до 500 м (фото 5).

Глубины на фарватере метров от 10. Максимальные глубины до 30 м. Чем-то мне Неву напомнило. С одним «но». Нева — это больше «корыто», а тут много поворотов. И, как правило, один берег подмывной, высокий и с сильной текухой. К тому же тут дикий коряжник. Не обычные наши коряжки маленькие и топляк, а полноразмерные деревья. Не кустики. А такие здоровенные то ли вязы, то ли ивы. И еще березы. Падают с подмытого берега и тут и лежат.

Второй же, противоположенный берег — мелководный. Песчано-глинистые косы. В 50 метрах от берега глубина может быть всего лишь метр. И тоже течение очень неслабое (фото 6). Центр же реки я даже не рассматривал в качестве точек ловли. Может, и зря. Но уж больно сильное там течение — 40-граммовая головка не падает даже при поперечном забросе. Может, именно тут и жили наши непойманые трофеи. Ну и еще острова есть. Редкие. И от островов отходят косы. С разными глубинами и течением разной силы.

Места очень интересные. Это единственное место, которое что тут, что у нас — всегда достойно проверки на наличие рыбы. «Вытеки». Прикольное словечко, местное. Тут, в Сибири, я услышал несколько новых терминов. Во-первых — «сор». Сор — это что-то типа старицы. Хотя не всегда. Это просто водоем, который соединяется с основной рекой (фото 7). Чем это отличается от озера — этого я не понял.

Еще одно слово — «живун». Но это только зимой. Живун — что-то вроде ручейка, втекающего в основную реку. Сырой берег, сток с болота или реально маленький ручеек, по которому в реку, скованную льдом, поступает свежая водичка. Ну и вот в этот раз новое слово — «вытек». «Вытек» — это маленький ручей или протока из старицы или речушка. Почему «вытек» а не «втёк» — непонятно. Он же ВТЕКает в реку, а не вытекает. Но нам это не особо важно. У нас в регионе подобные устьевые участки не так сильно работают. Тут же любой «вытек» — это практически на 100% рыба.

Сейчас немного отвлекусь от данной рыбалки — и скажу несколько слов вообще о поиске рыбы. Как найти наиболее хорошую точку на реке, озере... на любом водоеме? Существует несколько факторов, которые привлекают хищника к той или иной точке на водоеме.

Попробую их перечислить.

1. Наличие кормовой рыбы — малька, леща, плотвы.
  2. Наличие укрытий в виде коряжника.
  3. Наличие неровностей дна, располагающихся перпендикулярно течению (гряды).
  4. Наличие свала.
  5. Наличие рядом с точкой большой глубины (ямы, русла).
  6. Наличие разности в потоке, т. е. какого-то замедления течения.
  7. Наличие травы в точке или рядом с точкой.
  8. Наличие притока более свежей воды.
  9. Наличие ярко выраженного изменения в структуре дна (более твердое дно, ракушечник, камушки).

Можно добавить еще несколько факторов, но эти я вижу основными. И фишка в том, чтобы найти на водоеме место, где одновременно сходится максимальное число этих факторов. Нашли такое место — и вы с рыбой! Если, конечно, снасть и техника имеют место быть. То есть нашли хороший свал с коряжкой, по эхолоту мелочи тут много, ручеек тут же напротив втекает и затишок образуется — и вот она, точка клевая!

Собственно, из этих правил исключений нет. Только лишь одно исключение — определить самые важные из них и отсеять малозначимые. Так, например, наличие коряг. Если на реке весь берег в корягах — то наличие этих коряг в точке ловли не так уж и важно. Или трава на водоеме, сплошь поросшем травой — тоже мало влияет. А вот наличие тихой воды на реке, где повсеместно течение очень сильное — это может стать самым важным фактором, перекрывающим все остальные.

Новый зимний поводковый материал от Sufix

Флуорокарбоновый (на 100 %) поводковый материал Invisiline Ice Fluorocarbon высокого качества. Применение технологии G2 Wining в процессе производства позволил минимизировать эффект «памяти» этой лески.

Практически невидимая в воде, она тонет в 4 раза быстрее, чем нейлон. Обладает высокой стойкостью к истиранию и к воздействию ультрафиолетового излучения. Может применяться как при блеснении, так и в жерличной ловле. Размерная линейка — от 0,14 (прочность на разрыв 1,5 кг) до 0,3 мм (прочность на разрыв 6,6 кг).

Ну и теперь можно вернуться к Иртышу. Первая интересная и рыбная точка была у подмывного высокого берега. Тут наблюдалась четкая граница сильного и среднего течения. Тут нашелся прогал в коряжнике. Был «вытек», т. е. втекающий ручеек. Рядом очень приличная яма. И перпендикулярные течению неровности дна. То есть в одной точке пять факторов сошлись. Но главными факторами данной точки я бы назвал втекающий ручей и наличие рядом ямы.

Чуть меньшая значимость у перепада течения. Ловились в этой точке некрупная щучка и вполне зачетный судак. И даже окуньки с налимами (фото 8) проскакивали. Но все же основной рыбой тут был именно судак. Надо сказать, что это первый мой судак в жизни, пойманный в Сибири (фото 9).

Следующая точка. Песчаная коса за островом. Основное — это граница сильного и очень слабого течения. Второе — рядом есть приличная глубина и неплохой свал в нее. Так же тут присутствовало большое количество кормовой рыбы. Ну и итог — на фото 10.

Еще точка сработала (фото 11). Это прибрежная отмель за поворотом. Тут самые главные факторы — замедление течения и наличие кормовой рыбы (для некрупной щуки — малек, для крупной щуки — мелкая щука). Хороший свал в глубину и рядышком русло. Наличие травы (типа тростника) — привлечение малька.

К сожалению, точек таких на реке оказалось не очень-то много. От лагеря нам порой приходилось уезжать и на 10, и на 30 км, т. е. в радиусе 20 км от лагеря мы сумели найти всего 5 – 6 точек, где совпадало максимальное число факторов. Были и очень «красивые» точечки, где вроде как совмещалось очень большое число факторов, но рыбу поймать мы там не смогли. Видимо что-то мы не учли. Бывает. Половили в парочке «соров», до которых долго и нудно добирались по длинным протокам. «Соры» — озерки такие интересные. Иногда очень глубокие, до 20 м. Хотелось поймать там крупную щуку, но… С ней мы не угадали.

Да, мелкая щучка ловилась по всему берегу практически и в очень больших количествах, а крупной мы так и не нашли. Зато отвели душу по окуню (фото 12). Эх, как же хочется, что бы у нас в 500 км от Питера можно было приехать и половить на небольшом метеонезависимом озере окуня от 300 г до 1 кг. Возможно и крупнее — просто поискать нормально времени не хватило. Но окунька крупного наловились вдоволь. Особенно наш второй экипаж, который встал на бугор у 20-метровой ямки. Как только закончился окунь — на его месте практически на каждом забросе стала ловиться щучка до килограмма. Мы проверили два таких «сора», но ни в первом, ни во втором желанных трофеев не нашли.

Вообще, задумка этой поездки состояла в том, чтобы поймать судака. Хоть и был я в этих местах уже больше десятка раз, но вот судака я не ловил. А очень хотелось. Особенно после фоток Макса с «задесяточкой». Да и вообще отчеты по судаку от моего друга тюменского сильно возбуждали. Щуки местной я вроде как вдоволь наловился.

Хотелось и по судаку выстрелить. Тем более что мой местный сезон по этой рыбе не удался. Но... Скажу сразу — не удалось выстрелить, как следует. По большому счету мы нашли лишь одну точку на реке, где он ловился стабильно. Но точечка маленькая очень и после десятка-полутора поклевок место «умирало» — и вернуться сюда можно было только на следующий день или вечером. Попадались судачки и в других местах, параллельно со щукой, но эта точка работала постоянно.

Сразу за сильным коряжником, выход из ямы на жесткое дно с грядками, ручеек впадает, берег подмытый, течка сильная рядом. Не понравилось лишь то, что все забросы, раз за разом, шли по одной траектории. А когда рядом стоят две лодки и ловля в 4 спиннинга... В сотый раз одно и то же. Но все же несколько «трешек» удалось взять нам в этой точке (фото 13). А основной судак был под 2 кг. Ну и то дело — «трешка» тоже хорошо.

Первая сибирская клыкастая «трешка»! По этому поводу я даже бутылочку шампанского приготовил (фото 14) — за первого клыкастика пойманного! А дальше была щука. Много. Очень много. Настолько много, что за более чем 30 лет рыбалки я ни разу не видел такого количества. Конечно, щукой то этих «шнурков» (фото 15) назвать

трудно, особенно учитывая, что это Сибирь. У нас-то это нормальная щука — граммов от 600 и до пары килограммов. Но очень много ее.

Думаю, что в самых хороших точках, если ловить в один смычок, можно сделать подряд 100 забросов с поклевками. Но учитывая то, что ловили мы в две, а иногда и в три лодки, то конечно поменьше. Однако среди этого безумства щучьей мелюзги присутствовала и достойная рыбка. Сначала попалось несколько «трешек». Потом Саше попалась «пятерочка». Потом мы с Максом встали на маленькой точечке у «вытека».

В реке вода — кофе с молоком, а из речушки течет водичка черная, но более чистая. Тут же затишок и отмель. Встали на струе и кидаем поперек, прямо в устье «вытека». Мелкота ловится. Взяли десяточек. И тут у Макса поклевочка. Рыбку мы так и не увидели. Она вышла из тихой воды на струю, Макс ее покачал немножко, метров 10 шнура она забрала. И вроде к лодке пошла по дну и… отвалилась. Значит, есть монстрики тут...

В конце предпоследнего дня находим с Максом место интересное. Обширная береговая отмель. Тростник подтопленный по кромке. Там малька тучи. Там же реально туча мелкой щучки. А дальше свал в русло. Но с не очень сильным течением. Вечером место изучили. Макс взял несколько приличных щучек, кидая вдоль свала.

Я продолжал изучать «раттлины», но ничего сильно достойного взять не смог. Но к концу дня определились, где может стоять более крупная рыбка. В конце отмели русло вплотную прижималось к берегу — и свал начинался буквально в 5 метрах от кромки. Мелкоты тут поменьше. Хвосты у приманок исчезали гораздо реже, чем на широкой отмели. И именно тут клевали рыбки побольше размером (фото 16). Утро последнего дня. Едем с Максом на эту точку. На отмель не идем, а сразу встаем в конец ее, где поглубже. Перпендикулярные забросы.

Приманки падают в нескольких метрах от берега, пара быстрых «ступенек» — и приманки уже зависают над свалом… Хорошее утро. Немножко вполне съедобных рыбок по 3 – 4 кг и мой трофей на 6.600 г (фото 17). Конечно, для этих мест не так чтобы очень, но я доволен. Доволен тем, что получил опыт ловли на весьма сложной речке. Узнал что-то новое в поведении рыбы. Попробовал новые удилища, приманки. Но, конечно, главное — приобрел еще немножко опыта по тактике поиска рыбы.

Ну и немного о моих снастях. Ловил я двумя удочками. Поскольку рыбка предполагалась взрослая, да еще и на текухе, да еще и размер приманок был под вопросом, то взял любимую «швабру» Edge Black Widow PR 905- 2 IM (21 – 70 г) и удочку с концевым строем и мощным комлем Art Custom Rods SJR 881-2 IM (14 – 42 г). Но вторую использовал только при ловле окунька.

А все остальное ловил исключительно «Черной вдовой». Реально уникальная удилка! При таком росте и тесте и общей нереальной мощности — она совсем не тяжелая. Уж насколько я не люблю тяжелые удилки, но у этой прекрасный баланс и какой-то тяжести в руке не ощущаешь. Ну а уж с рыбой она стравляется просто шикарно. Приманки ставил — в среднем около 25г плюс «резина» 4 – 5 дюймов. Но ловил ей и 10-граммовыми головками, и «раттлинами» (фото 18), и 40-граммовики с пятью дюймами вешал. Так, навскидку, давно не встречал я такой приятной во всех отношениях удочки.

Катушечки. «Дайва Колоссаль» стояла на «Эдже», а второй катушкой был Stinger Power Age (фото 19), который я все пытаюсь «убить», но... Убить не получается. Ни вываживание катушкой, ни грязь с песком пока «Стингера» не берут. По приманкам. Конечно же, мои любимые «раттлины»!

И тут они тоже нашли свое применение. Альберт и вовсе ловил практически только на них и свою рыбку на 5.600 тоже на «раттлина» взял. И опять опыт показал, что Excalibur (он же Booyah) — самый лучший и универсальный (фото 20). Ну и Matzuo Ikari Shad ему не уступает. Жаль только, что у Matzuo нет больших размеров. В этот раз нужны были покрупнее приманочки.

И почему только Booyah сняли с производства свои «сотки»? Оторвал два своих и еще один чужой. Остался один в загашнике — берегу. А вот «япошки» ловили значительно хуже, на ступень хуже, как ни странно. По «резине» же самой ходовой у меня были две приманки (фото 21).

На судака идеальным оказался 4-дюймовый Mystic Tasty Bleak, особенно зеленого цвета. А вот щуку больше всего привлекали Фоксовские Zander Pro Shad 12 и 14 см. Неубиваемая «резина» и довольно мощная «игра». Но и их щука дербанила сильно — и больше чем на десятка полтора щук приманки не хватало (фото 22). А Максу и вообще сильно везло с потерей хвостов «Про Шадов».

Но вообще все модели Fox Rage очень неплохо под такую рыбалку подходят. Они и «игру» имеют довольно мощную, и материал такой, который от первой поклевки не разваливается на кусочки. Однозначно — для ловли взрослой рыбы «Фокс» у меня в фаворитах, а уж когда текуха приличная и рыбы много — просто нет у него конкурентов по эффективности. Вот, собственно, и закончилась очередная моя сибирская рыбалка.

Удовольствие получено. Отдохнул от городской суеты, от кучи конкурентов рыболовных, от безрыбья. Наловился вдоволь, прекрасная компания, вкусная еда... Ну да, кедров с белками не насмотрелся, но ладно — чай, не последний раз я в гостях у Сибирской сказки...