Спортивное рыболовство

Телефон редакции

+7 (921) 943-98-00

Некоторые аспекты зимнего троллинга

Ловить спиннингом зимой? Еще несколько лет назад об этом знали только некоторые, особо продвинутые рыболовы.

014-1.jpg

Сейчас, после публикаций массы статей в периодических изданиях и проведения многих соревнований, ни у кого уже не возникает сомнений в возможности (и добычливости) этого способа ловли. Но зимний троллинг? Возможно ли это? Наш постоянный автор СЕРГЕЙ ПЕТРОВ расскажет о некоторых проблемах троллинга в минусовую температуру.

Существуют незамерзающие реки, незамерзающие участки водоемов. Такое происходит по многим причинам, где-то это просто быстрое течение, где-то более теплый искусственный или природный источник. В общем, со спиннингом зимой все ясно, но ведь нельзя забывать и троллинг.

Нет, это не настолько экзотика, как может показаться. Но готовьтесь, что такая рыбалка может зачастую превратиться в испытание всего снаряжения. Поговорим мы не об особенностях ловли, так как повадки рыб зимой качественно описывались в статьях о зимнем спиннинге, а об особенностях снаряжения.

014-2.jpg

Испытание снаряжения

Здесь я постараюсь рассмотреть все проблемы нужного вам на рыбалке снаряжения в минусовые температуры.

Лодка

Троллинг в первую очередь - это ловля с лодки. В данном случае это может быть или надувная лодка либо пластик или дюраль. Но что бы не говорили производители надувных лодок, как бы они не уверяли нас в супернадежности своей продукции, самыми надежными лодками зимой я бы назвал пластиковые или дюралевые. Но, как это не печально, зимой мы чаще всего не имеем возможности использовать жесткие лодки, ввиду отсутствия подъездных путей. Даже на хорошем трейлере спустить лодку по обледеневшему берегу практически не удается. Так что чаще всего мы используем надувнушку. Удобно - без сомнений. Однако не забывайте о мини-айсбергах, особенно если ловите на реке. Вы можете приехать и наблюдать чистую гладь реки, без хода шуги и без хода льда. Но когда поднимается ветер, то часто по реке зимой идет лед, но небольшими кусками, обычно до 1 кв. метра. Самое страшное для надувной лодки, так это лед. Я знаком не с одним случаем повреждения надувных лодок вследствие налета на льдины. Самое опасное - передвигаться на скорости глиссирования. Налет на льдину может привести к повреждению киля или бортового баллона и одновременно с этим к повреждению винта (на маломощных моторах винт пластиковый), как его лопастей, так и ступицы. Поэтому старайтесь не гонять по реке в такое время - в лучшем случае это обойдется вам в новый винт или мороку с заклейкой лодки, а в худшем - купание (а до берега часто бывает далеко).

014-3.jpg

Столкновения со льдом на троллинговой скорости причиняет неудобство, но обычно не приводит к повреждению винта или лодки. Мелкие льдины отталкиваются от лодки, а крупные могут поднырнуть под нее, но скорей всего крупная льдина заставит мотор принять верхнее положение.

Очень неудобно на морозе надувать лодку. На первых порах можно промучаться до часа, тогда как летом эта операция занимала не более 20 - 30 минут. А все от того, что материал лодки становится “деревянным”, и лодка хуже поддается вашим воздействиям на нее.

После рыбалки старайтесь не оставлять в лодке лед - потом в домашних условиях или в гараже при оттепели он растает и получится, что в вашей лодке останется вода, что нежелательно. При спуске лодки на воду будьте осторожны и не заходите слишком далеко по приблежной наледи и всегда держитесь за лодку.

Мотор

014-4.jpg

Мотор тоже приносит свои неприятности в такую пору, но избежать их не трудно. С первых попыток мотор может не заводиться, как он делал это летом, но это обычное явление. Но процесс завода двигателя в зимнюю пору при отрицательной температуре не должен быть слишком долгим. Если это происходит, то показывает на проблему в настройке карбюратора или на проблему в системе подачи топлива. Наш, используемый для зимнего троллинга Mariner 5, обычно заводился в минус 10-15 градусов с двух-трех раз, что может показаться удивительным. Все дело в правильной подаче бензина в двигатель.

После завода важно хорошо прогреть мотор - как-никак зима. При троллинге старайтесь не глушить мотор, так как заглушив двигатель, вода, которая стекает из выпускного отверстия системы охлаждения, может замерзнуть. Если такое произошло, то двигатель перестает достаточно охлаждаться, несмотря на минусовую температуру, и помпа начинает непродуктивно работать, что нежелательно. Ни в коем случае не давайте двигателю длительно работать в таком режиме и не надейтесь, что с прибавкой оборотов лед в системе охлаждения оттает. Вам нужно кусочком проволоки или кончиком рыболовного крючка убрать обледенение. После чего проблема будет решена. Но если вы имеете импортный двигатель, то лучше не выключать его, а для остановки плавсредства ставить на нейтраль. Бензина за время остановки он много не съест.

014-5.jpg

Винт со срезными торсионами предохранит сам себя от повреждений во время столкновения с льдиной, однако может стать причиной трагических событий. Представьте ситуацию: ловите на незамерзающей реке зимой перед перекатом. Перекат большой. Подойдя к самому перекату, вы прибавляете газу, винт набирает обороты и сталкивается с льдиной. Срезные торсионы, как положено на таких оборотах, срежутся и вас понесет прямо в перекат. Не дай бог оказаться в лодчонке длиной менее 3-х метров. Зимой поход по перекату может закончиться печально. Поэтому не всегда то, что для мотора хорошо, хорошо и для вас. Если имеете два винта, один с торсионами, другой с резиновой втулкой, то на подобных водоемах предпочтительнее на моторе менять винт на второй вариант, то есть с резиновой втулкой.

Катушка

Как я заметил, основными проблемами в зимнее время в катушках являются следущие:

1. Потеря легкости хода, вследствие загустевания масла в механизмах. На некоторых катушках, в основном на дешевых, на морозе сжимаются некоторые детали, и катушка приобретает тугой ход.

2. Антиреверс перестает качественно работать. Чаще всего это происходит на системах с моментальным антиреверсом.

3. Минусовая температура делает корпуса катушек более хрупкими.

Поэтому, если ловите зимой, удостоверьтесь, что та смазка, которой вы смазываете катушку, способна обеспечить качественную работу и при минусовых температурах. Из “зимних” жидких смазок порекомендовать могу универсальную WD-40, она обеспечивает хорошую работу шарикоподшипников в мороз. Из густых пользуюсь Zebco, и при минус 15 градусов не имел каких-либо достаточно заметных проблем.

014-6.jpg

Корпуса некоторых катушек выполнены из пластика, поэтому очень нежелательно осуществлять механические воздействия на корпус.

Удилище

Об удилище следует сказать одно, перестрахуйтесь и используйте более или менее дешевые. Если одна рыбалка с «Лумисом» в мороз не привела к его поломке, это не значит, что так будет все время, очень возможно после того, как вы осмелееете, вы будете прикладывать большие усилия к снасти, а следовательно, будете повышать риск поломки. Возможно, удилище сломается, а возможно и нет. Мы ловим в мороз G.Loomis GL2 - без проблем, но я предпочитаю зимой снасти подешевле, к примеру Ugly Stick от Shakespeare. Ведь не только нагрузка на конце лески воздействует на удилище, можно просто неудачно его уронить, а в мороз этого может быть достаточно. Берите то, в чем уверены, а если не уверены, то берите самое дешевое, что не так жалко сломать. Но разумеется, более или менее приемлемое для ловли. В троллинге не нужен дальний заброс, поэтому вам потребуется удилище с тестом не менее 10 - 40, 10 - 60, самой низкой стоимости. А лучше использовать спиннинг из стекловолокна. В зимнюю пору “стекляшки” менее подвержены поломкам, нежели графитовые удилища. Поэтому лучше применяйте удилища из стекловолокна или комбинированные со смесью углеволокна и стекловолокна, как Ugly Stick к примеру.

Проблема обмерзания колец, конечно же, раздражает. Не помешало бы смазывать их чем-нибудь незамерзающим и трудносмываемым. Лучше использовать специальные смазки, но на крайний случай слышал о гусином жире, но не применял. Основная проблема в обмерзании тюльпана, он собирает большую часть воды, следовательно, больше обмерзает.

Леска

Лучше забыть о классической плетенке, при минусовых температурах она сильно обмерзает, так как сильно впитывает воду. В троллинге приходится достаточное время держать лесу в воздушной среде, и плетенка будет сильно обмерзать.

014-7.jpg

Чтобы кое-как избавиться от проблемы обмерзания плетеной лески, пользуйтесь тонущими плетеными лесками и старайтесь держать кончик удилища в воде при подмотке приманки. Вываживать сложнее, но если не хотите встречаться с плывущими льдинками, то так и вываживайте.

Меньше проблем с обмерзанием у монолесок, поэтому для зимней ловли ничего лучше монолески предложить пока нельзя. Она не впитывает в себя воду, позволяет воде стекать с нее. Я не сталкивался с современными монолесками, которые в зимний период проявляли какие-либо негативные качества. Но тем не менее знаю случай повышенной хрупкости одной монолески в зимний период. Ее стоимость была на среднем уровне и в нормальную плюсовую погоду она являлась нормальной леской.

Приманки

Из приманок ничего, кроме воблеров, не посоветую. Каких-либо определенных изменений в эффективности тех или иных приманок я не замечал. Те, что были эффективны летом, эффективны и зимой. Те, что летом неэффективны и зимой остаются лежать в коробке мертвым грузом. Но, тем не менее, советую поэкспериментировать, так как очень возможно, что что-то может измениться к лучшему. То есть возможно найти какой-нибудь зимний воблер, который летом будет без дела скучать в коробке.

Чем меньше вы действуете на морозе голыми руками, тем лучше. Следовательно, чтобы сохранить тепло вам лучше не возиться с синкерами, баунсерами и стараться не вязать узлов. Применение воблера в чистом виде, то есть без подгрузок, зимой полностью оправдано.

Одежда

Троллинг - это не спиннинг. Здесь вам придется сидеть в лодке и мерзнуть, а в лодке особо не побегаешь и не помашешь руками. Поэтому старайтесь одеваться более тепло, чем одевались на зимнюю спиннинговую рыбалку.

Самое главное - берегите руки от мороза любыми способами, так как замерзшими руками вам будет неудобно вытаскивать воблер и уж тем более производить вываживание. Мы пользуемся обычными варежками. То есть сидя в лодке, в них держим удилище, а когда настает время подтаскивать - подтаскиваем, когда вываживать - снимаем их и здесь уж мороза не заметишь. Подтягивать приманку можно кое-как, поэтому особого внимания этому моменту не уделяйте, подтаскивайте как можете. А то ведь придется заново долго “отходить”, надев варежки.

На ноги посоветую либо зимние бахилы, либо что-нибудь фирмы Sorel. Зимние бахилы способны держать до минус 30 - 40 градусов и в минус 15 вы сможете не надевать несколько пар шерстяных носков. Бахилы стоят недорого и более доступны. К тому же вы будете удобнее чувствовать себя на льду благодаря металлической шиповке на подошвах. Однако днище лодки вы будете этими шипами царапать, а для надувнушки это чревато. К преимуществам отнесу еще и возможность стоять в воде в бахилах на всю их высоту (спуск лодки на воду) и не мерзнуть. Всем потребностям отвечают именно бахилы, хотя легкие ботиночки от Sorel выглядят более элегантно, но стоят в 10 - 20 раз дороже.

Помните, на открытой воде зимой холоднее, чем на льду. Ходить теплее, чем сидеть в лодке и ничего не делать.

014-8.jpg

Все, что между головой и ногами, желательно нарядить во что-нибудь теплое и в то же самое время плавающее. Этим требованиям отвечают теплые зимние костюмы от Balzer (Climatex) и Salmo. Хорошо и то, что они сохраняют тепло и в воде более получаса. Представьте, что свалившись в воду (тьфу, тьфу, тьфу), ваша одежда не пропитается водой и вы не пойдете ко дну. Если же комбинезон вам не по карману, советую потратиться на обычный спасжилет.

Проблемы ловли

Если летом основной проблемой являлось отсутствие клева, то зимой помимо его отсутствия будет досаждать обмерзание лески, колец, да и сама ловля иногда превращается в борьбу со льдом.

На реке при ветреной погоде, когда идет вниз по течению ледок, мало того, что вам желательно обойти все льдины, чтобы не повредить катер и мотор, так еще и необходимо будет проследить, чтобы лед не зацепился за леску. Если такое получится, воблер будет подниматься к поверхности под действием уплывающей льдины. Она будет играть роль некоторого упора лески. Такая проблема очень актуальна на реке. Вообще будет намного лучше, если вы будете ловить в оттепель. Снимается сразу много проблем.

Вспомните летний троллинг. Вы ловите с судна, в котором чувствуете себя комфортно. Все свои силы и мысли вы направляете на правильную проводку, на удобную позу. У вас не возникает серьезных проблем. Зимой у вас должно быть больше терпения, у вас появляются много проблем. Обмерзание колец, лески, проявляются недостатки катушек, смазки, удилищ… проблем куда больше. Вам труднее сориентироваться на проводке.

014-9.jpg

Вы ограничиваетесь местами ловли, ловите часто там, где и летом рыбы-то немного. Пониженные температуры заставляют вас зачастую громоздко одеваться, что мешает нормально связать узел. Нечаянный шаг в ботинке в воду - вам нужно отогреваться в машине или ехать домой (смотря какой у вас характер), тогда как летом эта проблема и проблемой-то не считается.

Много проблем, а уловы в 90% случаев значительно меньше летних. А нулевые рыбалки зимой - это нормальное явление. Но если ваша душа не лежит к «белому пространству с черным отверстием, откуда вы маленькой удочкой вынимаете маленьких рыбок», а без рыбалки вам «не жизнь», то зимний троллинг - это выход.

В Ленинградской области зимний троллинг может себя хорошо проявить на незамерзающих речках, типа р. Бурной, но там с лодок ловить запрещено. Можно попрактиковаться на р. Волхов ниже плотины, также на некоторых участках р. Луга и на Финском заливе в районе теплых стоков с АЭС, а также на незамерзающих участках Невы.

К зимним троллинговым рыбам я могу отнести щуку, лососевых, а также судака и налима.