Спортивное рыболовство

Телефон редакции

+7 (921) 943-98-00

Кастмастер широкие возможности

Для увлеченного спиннингиста рыбалка - процесс многогранный и многоплановый: чтение источников информации, подбор снастей, поиск "клевого места", заброс, провоцирование хищника на атаку, подсечка, вываживание, фотографии с трофеем и, наконец, обсуждение впечатлений.

005-1.jpg

Каждый из нас вольно или невольно уделяет больше внимания тому или иному этапу, возможно, кто-то укажет и иные аспекты. На мой взгляд, поиск места для рыбалки - дело опыта, заброс, подсечка и вываживание - дело техники, а вот выбор снастей, в том числе и приманки, как и поиск наиболее подходящей ее игры - это области, где есть наибольший простор для экспериментов и фантазии. Конечно, результат будет значительнее, если фантазировать не на пустом месте, а на основе знаний о поведении рыбы и о параметрах приманки.

Я - доморощенный ихтиолог и не производитель приманок, но мои личные наблюдения удивительным образом пересекаются с результатами исследований профессионалов, которые мне доводилось читать в американских журналах, поэтому, возможно, наш совокупный опыт будет интересен читателем.

Сначала немного теории. Все мы знаем, что рыба и видит, и слышит. У рыб нет внешнего и среднего уха, но есть внутреннее, расположенное в районе жаберных крышек. Спектр звуковых колебаний, который воспринимается внутренним ухом, зависит не только от условий окружающей среды, но и от породы рыбы. Американский ихтиолог Стив Куинн в статье "Судачий мир" (издание In-Fisherman "Walleye Guide") пишет, что по наблюдениям ученых, большинство хищников в среднем слышат диапазон от 20 до 1000 герц (судак - от 20 до 600, окунь и некоторые другие-до 2000 герц, а сом обладает сравнительно острым слухом - он слышит звуковые колебания частотой до 13000 герц благодаря специфическому строению внутреннего уха). Но кроме ушей у рыб есть еще боковая линия, которая не слышит в буквальном смысле, но чувствует звуковые волны низкой частоты (от 1 до 200 герц). Обратите внимание, что есть зона, где рыба и слышит, и чувствует колебания.

Вопрос, с какого расстояния рыба начинает реагировать на звуки, довольно сложен. Опять же это зависит от состояния окружающей среды и породы рыбы. Но в среднем все начинается с дистанции около 15 метров. Таким образом, если иметь в виду, что кристально чистая вода, насквозь просвечиваемая солнцем, -это довольно редкие условия, то ясно, что рыба сначала слышит и чувствует приманку, а уж потом видит. Однако, позвякивание крючков о тело приманки, жужжание лепестка и т. д., а также волны, создаваемые в воде движением приманки, на первом этапе мало отделимы от остальных шумов, ведь в водяной толще есть много объектов, которые тоже двигаются и вибрируют, поэтому сначала рыба, если можно так выразиться, спрашивает "где это?" и "что это?".

По мере приближения приманки рыба начинает идентифицировать движущийся объект и свое к нему отношение - пока только на слух и ощущения, процесс зрительной идентификации включается как правило позднее. Утверждение, что хищник "кидается" на любой звук также неточно, как и мысль о том, что он, нападая, всегда ищет съедобную добычу. Мой опыт говорит, что довольно часто атака - это результат желания защитить свою территорию от чужих, но порой рыба не реагирует, как ее не провоцируй. Сверхзагадки в этом нет. Тот же Стив Куин утверждает, что рыба помнит набор колебаний, характерных как для ее добычи, так и для ее привычных соперников и врагов.

Поскольку люди и рыбы очень давно живут рядом, у рыбы в памяти хранятся и шумы, которые может ,создать присутствие человека, ее врага. Таким образом, изначально есть звуковые диапазоны, которые могут бо отпугнуть рыбу, либо спровоцироть на нападение, но очень многие вибции хищник оставляет без внимания силу того, что в данной ситуации они ему не интересны или он их просто не слышит. Интрига в поведении рыбы есть всегда, но вам тем легче спланировать свои действия, включая выбор приманки, чем больше вы знаете о факторах, от которых зависит ее реакция. Например, изменения, связанные со сменой времени суток или сезона, влияют на весь уклад жизни подводного мира, и хищник привыкает к этим периодическим циклам, меняя свои приоритеты, а нам приходится подбирать новую приманку.

005-2.jpg

Однако, пока мы рассуждали, приманка, за которой мы наблюдаем, уже приблизилась к рыбе на расстояние около 5 метров. Это тот усредненный рубеж, с которого в процесс идентификации включается зрение. Так же как и слух, спектр цветов, который видит рыба, зависит от породы, но контур способны воспринять все. Этот момент очень важен - если вы не спугнули рыбу раньше неудачной проводкой, то сейчас она уже способна распознать подделку, ведь используется и слух, и чувствительность, и зрение одновременно. Вывод, к которому подводят научные исследования и рыбацкий опыт, -лучше спровоцировать рыбу на атаку раньше, чем она сможет воспользоваться всеми видами чувств, то есть хотя бы немного до того, как она увидит приманку. Я понимаю, что это звучит настораживающе, - сколько времени мы проводим, выбирая цвет приманки! Но мало кто из нас знает, какие цвета в целом видит хищник, на которого мы нацелились, и что он видит в конкретных условиях освещения. Например, по исследованиям американцев, судак лучше видит "теплые" цвета оранжевого спектра, а "холодные", в частности, синий - хуже. Если учесть, что на определенной глубине и освещенности все цвета сливаются, то приходится признать, что огромное разнообразие предлагаемых раскрасок для нас, рыболовов, более существенно, чем для самой рыбы. Оговорюсь, что и сам иногда падок на оригинальные цвета, но после чтения специальной литературы все же стараюсь подходить к этому вопросу более практично.

Кстати говоря, и фирмы-производители, которые у меня вызывают уважение, тоже предпочитают функциональный подход к выбору цвета: например американская компания АСМЕ, та, которая изобрела и запатентовала Kastmaster, блесну, которую я, как вы увидите ниже, использую очень широко, предлагает цвета в зависимости от веса приманки, то есть потенциальной глубины, на которую блесна рассчитана. Чем больше вес, тем меньший спектр цветов: у самых тяжелых всего два - серебряный и серебряный с голубой полосой. В определенном смысле ограничение по цвету компенсируется другой возможностью воздействия на зрение рыбы - бликами. Для этого производители используют разные методы: заполированные (Kastmaster АСМЕ) или рифленые (FishHawk АСМЕ) металлические поверхности, специальное покрытие, имитирующее поблескивающую рыбью чешую (Slim Jim АСМЕ), у воблеров это может быть полупрозрачный корпус, преломляющий проходящий через него свет (Cultiva Owner), крупные яркие выпуклые глаза (MirrOlure) и т. д.

Очень известный профессиональный рыболов Дуг Стендж, мастер не только по летней, но и по зимней рыбалке на блесны, пишет, что "... блики - это очень хорошо, это может быть даже универсальнее, чем цвет, так как они заметны и в мутной воде, но все же специфика игры (то есть вибрация), которая призвана привлечь, удержать внимание рыбы и в большинстве случаев спровоцировать на атаку - это то, с чего нужно начинать выбор подходящей приманки ".

Как видите, мнение ученых и рыболовов совпадает. И раз мы выяснили, что лучше начать провоцировать хищника на нападение еще до того, как он увидит приманку, есть смысл поговорить о вибрациях, которые рыба слышит раньше. Оптимальный спектр вибрации вашей приманки - это тот, которого хищник не испугается и который начнет выделять раньше - тогда и атаковать он начнет раньше. Таким образом, у вас будет больше времени до момента, когда хищник включит в процесс идентификации зрение. Из сказанного выше получается, что спектр колебаний должен попадать в ту зону, которую рыба и слышит, и чувствует. Еще в идеале надо учитывать, что частота колебаний различается в зависимости от того, движется ли приманка к рыбе или от рыбы (наглядный пример: вспомните, как меняется шум от поезда, когда он идет навстречу и когда удаляется от вас). Когда проектируется хорошая приманка, ее создатели думают именно в этом ключе.

Есть целый ряд факторов, влияющих на вибрацию: как параметры самой приманки, так и стиль проводки, но они очень сильно взаимосвязаны. Данное утверждение можно ярко проиллюстрировать на примере колеблющихся блесен (КБ). По сравнению с вращающимися блеснами (ВБ) их конструкция выглядит просто. Но надо учитывать, что производителям легче создать видимость большого ассортимента для покупателя, если деталей, параметры которых можно варьировать, больше. Посмотрите, как много вращающихся блесен, особенно малоизвестных фирм, предлагается сейчас на нашем рынке по сравнению с колеблющимися, и вы увидите, что максимум, на что способно большинство компаний в отношении "колебалок" - копирование формы и умопомрачительные цвета, призванные потрясти воображение в основном рыболова, а не рыбы. Происходит это потому, что простота "колебалок" обманчива. На самом деле из-за того, что максимума возможностей приходится добиваться минимумом деталей, КБ - это результат довольно сложных расчетов.

Для поэтапного рассмотрения почему конкретная КБ работает именно так, а не иначе, уместно начать с материала. Высококлассные КБ делают из латуни. АСМЕ почти полвека делает всего дюжину видов колеблющихся блесен из этого материала. Мне думается, что именно такая узкая специализация и привела к выдающимся результатам. Латунь, как мне рассказал владелец АСМЕ Таскlе Со Арт Лавелль, подходит не всякая: в сплаве АСМЕ используется медь определенной марки, поэтому конечный материал имеет те характеристики (в том числе химический состав и удельный вес), которые наиболее точно подходят не только с технологической точки зрения (то есть для удобства производства и обработки нужного контура), но и с точки зрения создания необходимого спектра колебаний: он должен быть оптимальным с учетом выбранной формы блесны, а что такое "оптимальный спектр" мы уже рассмотрели выше.

Поскольку репутация АСМЕ вне подозрений, стоит обратить внимание на это замечание и наконец понять, что имитации просто лишены смысла. Из чего только сейчас не пилят Каз(таз1ег - вплоть до обычного железа, которое на глазах начинает ржаветь! Чего стоят заводные кольца, нарезанные из пружин! Одно дело, если заниматься экспериментированием для собственного удовольствия, но совсем другое - упаковывать некие спилки с убогим оснащением еще и в сымитированные упаковки - я считаю это элементарным неуважением к нам, рыболовам.

005-3.jpg

Если бы "поддельщики" действительно искали новый подход к созданию колеблющихся блесен,то, разумеется,учитывали бы все факторы, влияющие на их работу. Возможно, существует иная комбинация "материал-контур-вес", которая дает такую же игру, как, например, Каз(гпаз(ег. Я думаю, что когда кто-нибудь найдет ее, то уже не будет смысла писать на ней чужое имя - будут все основания войти в историю своим собственным.

Делают ли КБ из других материалов? Да, но редко. Пример - блесны из нержавеющей стали Норкюз, но хочу снова предостеречь: марка стали выбрана с умом и, между прочим, внешне они не похожи на АСМЕ: другой материал-другие требования и возможности игры.

Удельный вес используемого материала влияет на расчет контура тела блесны. Можно замерить углы Каз1таз(ег в сочетании с размерами и весом блесны, но, на мой взгляд, только для любопытства - все равно они наилучшим образом подходят именно для данного вида латуни. Как говорит Арт Лавелль, основной целью при выборе углов было достижение специфической вибрации не только при проводке, но и во время свободного падения, что повлекло необходимость гидродинамических расчетов с учетом сопротивления воды. Это важная черта, так как есть КБ, которые планируют без вибрации, и вам приходится больше усилий тратить на то, чтобы рыба услышала их игру.

При качественном производстве все приманки с одинаковыми официальными характеристиками работают совершенно одинаково. То есть если перед вами лежит 10 штук Kastmaster с одинаковым артикулом (он основан на весе и цвете), то все они будут работать одинаково. Нельзя путать непредсказуемость с разнообразием способов игры, которого можно достичь разными методами проводки. Если вы пользуетесь "дешевкой", то заранее должны быть готовы, что две идентичных блесны будут работать по-разному, и вам придется потратить определенное время и усилия, чтобы разобраться, чего от каждой из них ждать или покупать и покупать снова, пытаясь обнаружить "правильную" среди массы внешне таких же. Мне кажется гораздо интереснее не подстраиваться под технические огрехи производителя, а искать новые варианты использования - по моему опыту в хорошую приманку вложено даже больше возможностей, чем описано в инструкции.

Наконец есть еще один фактор, влияющий на работу блесны, - ее оснастка, в первую очередь тройники и заводное кольцо. В принципе, приличная компания подбирает их в соответствии с самой приманкой, но дело в том, что, как правило, производители приманок сами не делают эту оснастку, а пользуются продукцией других узкоспециализированных фирм. Самые распространенные заводные кольца - это Розсо, но есть пример, когда обходятся и без них - блесна Fishhawk АСМЕ: специальная конструкция вертлюга треугольной формы делает заводное кольцо ненужным. Такая оснастка практически не заметна и улучшает игру. Fishhawk - блесна сравнительно "молодая", она появилась у АСМЕ всего год назад, но я советую обратить на нее внимание.

Что же касается тройников, то, думаю, многие экспериментировали с их заменой не только на другую торговую марку, но и на другой размер. В качестве обмена международным опытом могу сообщить: американцы считают, что если заменить на блесне среднего и легкого веса стандартный тройник на меньший по размеру, то поклевок будет больше. Необходимый объем статистики для собственного заключения я пока не собрал, но в качестве поля для исследований можно попробовать поменять стандартный тройник на Owner, причем не только потому, что у него "правильная" заточка (три режущих кромки по типу самурайского меча). С полной ответственностью подтверждаю, что действительно из всех предлагаемых типов заточки именно этот (Cutting Point) обеспечивает не возрастание, а снижение сопротивления костей и хрящей рыбы по мере проникновения. В данном случае важно и то, что стандартно более крупные размеры крючков связаны с тем, что для надежности приходилось использовать более толстую проволоку.

Owner добивается той же прочности меньшими размерами крючка благодаря марке применяемой стали и специфическим методом производства, поэтому замена более крупного тройника другой марки на Owner, как минимум, не уменьшит ни надежность, ни зацепистость блесны. Однако у Owner есть еще один плюс: он сделан не из двойника, к которому приварен одинарный крючок (это общепринятый метод), а из трех одинарных. Когда мне довелось рыбачить с президентом Ожпег, он сказал, что благодаря этому их тройник лучше сбалансирован: у двойника есть свой центр тяжести, добавление одинарного, у которого тоже есть свой центр не дает в результате идеальной центровки тройника в целом, чего можно добиться, соединив три отдельных одинаковых крючка. Я ловлю с различными моделями воблеров Cultiva, оснащенных этими тройниками, и могу сказать, что есть такие, у которых два используемых тройника отличаются по размерам (впереди побольше, сзади - поменьше), так что не только американцы всерьез изучают зависимость игры приманки от параметров тройников.

Еще более широкий диапазон для исследований представляет собой дополнительная оснастка, которую можно добавлять к тому же Kastmaster: даже в каталоге есть модели, у которых на тройник навешивается дополнительное оперение, резина или силикон.

По моему мнению, в целом смена оснастки у приманки возможна, интересна с точки зрения экспериментатора, которым является любой увлеченный рыболов, и может оказаться полезной.

Однако, даже если вы выбрали именно ту приманку, которая подходит под конкретные условия рыбалки, надо еще заставить ее работать таким образом, чтобы реализовать ее потенциальные возможности.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом в проводке и сделать это проще на примере Kastmaster, так как, по моим наблюдениям, это отличный пример блесны, которая достаточно полно отвечает всем описанным выше требованиям с учетом и спектра создаваемых вибраций, и цветового ряда, и оснастки, и кроме того, имеет широкий диапазон применения как по скорости, так и по типу проводки.

Для начала рассмотрим классическую проводку: после заброса блесне дают немного заглубиться, а затем начинают равномерно подматывать леску. Напомню свойство Kastmaster: при свободном падении в воде она не просто планирует, а сразу начинает "трепыхаться" с боку на бок, то есть уходит на глубину, вибрируя. Таким образом привлечение внимания рыбы начинается сразу с момента падения блесны в воду. Кроме того, сама блесна рассчитана таким образом, что играет на любой скорости подмотки, а это расширяет ее использование при ловле различных пород рыб. Причем в отличие от простой колебалки, Kastmaster не входит в штопор даже при самой быстрой проводке и, что существенно, не перекручивает леску.

Суть этого стиля проводки - создания рисунка игры за счет и во время равномерной подмотки, то есть вы непосредственно активно и постоянно включены в процесс игры блесны.

005-4.jpg

Я использую классическую проводку Kastmaster при ловле, например, щуки и жереха. В силу специфики зоны охоты и добычи для щуки используется проводка на средней скорости, тогда как для жереха - максимально быстрая.

Как я сказал выше, возможности Kastmaster отнюдь не ограничены лишь одним стилем проводки. Например, на мой взгляд, не стоит ограничивать джиг-спиннинг только ловлей с джиг-головкой - стоит попробовать ступенчатую проводку и с Kastmaster.

Чаще всего используют проводку в толще воды: надо дать время блесне заглубиться после заброса, затем немного подмотать леску (блесна должна пройти от 0,5 до 2 метров, таким образом, количество оборотов катушки будет зависеть от конкретных условий рыбалки), после чего сделать паузу (от 2 до 10 секунд) и начать новую подмотку.

Особенность этого вида ступенчатой проводки в том, что вы и блесна, образно выражаясь, выступаете дуэтом: когда вы выполняете подмотку, блесна движется, колеблясь из стороны в сторону - это одна мелодия, а на паузе вы даете возможность блесне сыграть другую мелодию: равномерно вибрировать при заглублении. Это оригинальное сочетание двух одинаково хорошо воспринимаемых хищниками диапазонов вибраций вкупе с характеристиками блесны позволяет ловить и щуку, и окуня, и других хищников.

Можно было бы возразить, что разная рыба стоит на разной глубине, и даже одна и та же порода предпочитает глубину в зависимости от конкретных климатических условий. Стандартный пример - ловля судака по термоклину. Все мы знаем, что для этого применяют воблер, так как этот тип приманки можно подобрать под конкретную глубину. Но ведь это вызывает необходимость менять и менять воблер в поисках уровня воды, где стоит судак. Так вот специфика Каз1таз1ег заключается в универсальности его применения: меняя не блесну, а стиль проводки, время подмотки и свободного заглубления, вы можете облавливать практически все слои воды.

Предлагаю всем попробовать другой тип ступенчатой проводки Kastmaster - по дну. Он выглядит следующим образом: после заброса блесне дают опуститься на дно, а затем делают рывок удилищем в сторону, после чего следует пауза до тех пор, пока блесна снова не коснется дна, и цикл начинается снова. Таким образом, появляется третий вид взаимодействия с блесной: вы не полностью диктуете игру как при классической проводке, не работаете с ней дуэтом как при ступенчатой проводке в толще воды, а рывком создаете потенциал, который блесна "самостоятельно" использует для игры при реакции на ваш рывок, а затем, когда этот потенциал исчерпан, она стандартно вибрирует при заглублении.

При каждом рывке удилищем, как бы вы не старались сделать их одинаково, Kastmaster "срывается" со дна в разных направлениях, но в силу расчетных характеристик границы привлекательного для хищника спектра вибраций не нарушаются, что в совокупности с повторяющимися колебаниями при падении создает не абсолютно идентичный, но однотипный и оригинальный рисунок звуковых волн. Причем из-за различных направлений движения блесны после рывка они охватывают большую зону, чем при стандартной проводке, нацеленной в одном направлении.

Повторяемость "мелодии" игры - важный фактор, ведь вам нужно не только привлечь, но и удержать внимание рыбы. Абсолютно случайный набор колебаний означает, что рыба каждую секунду слышит нечто новое, следовательно не может даже начать идентификацию. В результате она может либо вообще проигнорировать блесну, так как не будет ассоциировать ее ни с добычей, ни с соперником, либо решит, что лучше держаться подальше от места, где-то появляются, то исчезают шумы, распознать которые она не состоянии. Поэтому пытаясь разнообразить игру, не стоит слишком перебарщивать.

Конечно, при этом типе проводки удилище играет большую роль - его характеристики влияют на то, как подействует рывок на создание потенциала для игры блесны. Я пробовал удилища с разным строем, но остановился на Fast Action (быстрый строй). Конструктивные особенности такого бланка изначально рассчитаны на резкий заброс (удилищем с более медленным строем можно попытаться добиться того же, но это потребует дополнительных усилий). Это именно то, что нужно и для дальнего точного заброса такой блесны как Kastmaster в силу ее аэродинамических характеристик, и для того чтобы выполнить резкий рывок, когда приманка достигла дна, так как сила вашего рывка будет передана блесне практически без потерь. Если принять во внимание, что ее игра как под вашим руководством, так и при свободном падении оптимально подходит для создания привлекательных колебаний для большинства хищников, то есть основания сделать вывод о том, что Kastmaster - это блесна, универсальная и удобная и с точки зрения заброса, и с точки зрения проводки.

Переходя от способов создания звуковых колебаний с помощью проводки к цвету блесны, я не могу не согласиться с тем, что при большой глубине (от 5 метров и более, по моим наблюдениям), он имеет небольшое влияние на реакцию рыбы. Разумеется, чем меньше глубина (или чем лучше освещенность), тем значимость выбора цвета возрастает. Сравнительно недавно у Kastmaster появились модели с различными светоотражающими наклейками (флексом). Замечу, что именно эти модели (с основным никелевым покрытием) стали первым объектом для подделок. У настоящего Kastmaster название и имя компании-производителя есть не только на этой наклейке, но и под ней - на теле блесны всегда машинным способом выдавлен фирменный штамп, а подделки (по крайней мере пока) ограничиваются напечатанным названием только на наклейке. Но это к слову.

005-5.jpg

Возвращаясь к рассуждениям о блеснах, хочу сказать, что вышеизложенное - не только результат теории. Последний случай проверить все это на практике у меня был совсем недавно - на последнем розыгрыше Кубка Чемпионов по спиннингу "Волга - XX век", который проводила Московская спиннинговая лига. Моя победа на этих соревнованиях была обусловлена в числе прочих факторов и выбором приманок. Например, сделав на второй день ставку на окуня, я стал использовать на мелководье Kastmaster с красным флексом. Выбор блесны у меня сомнений, как вы понимаете, не вызывал, а цвет я выбирал, основываясь на предыдущих наблюдениях за реакцией окуней на различные условия освещенности и прозрачности воды.

Эта блесна в совокупности со ступенчатой проводкой со дна помогли мне получить еще и приз за самого крупного окуня (1 кг 250 г). Но, конечно, было бы недальновидно (да и неинтересно)ограничиться только одним типом приманки. В первый день хорошо ловилась щука, причем на любой глубине, поэтому я использовал и джиги, и колеблющиеся блесны АСМЕ Little Cleo, и незацепляющуюся американскую приманку Snag Proof. Последняя помогла поймать мне в гуще травы одну из тех трех щук, которые по правилам шли в зачет в первый день. Этот тип "незацепляек", на мой взгляд, настолько потенциально уловист, если знать, как его использовать, что заслуживает отдельной публикации.

Вообще говоря, мой опыт показывает, что наилучших результатов достигает тот рыболов, который одинаково серьезно относится и к поиску информации извне, и к собственным наблюдениям и экспериментам. Это позволяет не тратить силы на изобретение "велосипедов", которые уже давно созданы, не создавать себе фетишей, слепо доверяясь исключительно чужому опыту, а подходить к рыбалке как к занятию, которое дает простор для творчества каждому увлеченному рыболову.

Рекомендуем

При ловле поплавочной удочкой помните, что чем кучнее вы положите прикормку, тем активнее будет клев. Старайтесь не разбрасывать прикорм по большой площади, а кладите его в одну точку. Так вы создаете дополнительную конкуренцию и ажиотаж у рыбы около места ловли. Рыба становится более активна, старается отобрать еду у конкурентов и, следовательно, частота поклевок увеличивается и они становятся более уверенными.