Спортивное рыболовство

Телефон редакции

+7 (921) 943-98-00

Гоанские рыбалки, или о пользе знаний

Из мрачной слякотной зимы жители Северной столицы при первой возможности стараются сбежать в теплые края, где плещет морской прибой, растут пальмы и светит яркое солнце. Вот, скажем, можно из холодных каменных джунглей отправиться в джунгли настоящие - в Индию, в Гоа, на Аравийское море. Ну а какой отдых без рыбалки?

В Петербурге бывает два типа хорошей погоды: или грязь засохла, или грязь замерзла. Так шутят местные жители о капризной питерской погоде. Засохнет грязь еще не скоро, а замерзнуть ей не дают коммунальщики, обильно поливая дороги и улицы реагентами. Из такой мрачной и слякотной зимы жители нашего города стараются при первой возможности сбежать в теплые края, где плещет морской прибой, растут пальмы и светит яркое солнце.

Вот и я решил продлить лето - и вырваться из холодных каменных джунглей в джунгли настоящие, а точнее - в Индию. Поездка планировалась обычная, пляжно-туристическая, но на всякий случай место в чемодане занял старенький телескопический спиннинг и пара коробок с приманками.

Питер провожал нас тяжелым свинцовым небом и традиционными вечерними пробками на Кольцевой. Путь до Панаджи (Panaji), столицы самого маленького в Индии штата Гоа (Goa), неблизкий. Но ночной перелет всегда переносится легче, чем дневной. Можно спокойно вздремнуть под монотонный гул моторов. На посадку заходим над морем. Как только самолет пересек береговую линию, сразу оказался на взлетно-посадочной полосе. Аэропорт Панаджи - двойного назначения.

Раньше это был военный аэродром, но потом был построен пассажирский терминал и аэродром стал принимать гражданские самолёты. О военном прошлом аэродрома говорит тренажер в виде палубы авианосца для отработки взлета и посадки военных самолетов. Нас встречает усталый гид и видавший виды автобус везет нас в отель.

Первые впечатления – очень грязно. По улицам бродят задумчивые коровы (фото 1), всюду следы их жизнедеятельности. Но мы были морально к этому готовы, поэтому, не обращая внимания на грязь и перешагивая по пути коровьи лепешки, выдвинулись к главной цели нашего путешествия – морю. А море и пляж - шикарные. Ради них можно закрыть глаза на все остальные недостатки. А какие здесь закаты (фото 2)!

В общем, первые три дня мне было не до рыбалки. Я отдыхал от городской суеты, работы, от всех проблем и забот. Чему немало способствует царящая здесь атмосфера и замечательный ром, рецепт которого привезли в Индию португальцы, ведь Гоа до 1961 года был португальской колонией.

Взяв в аренду мопед, мы колесили по штату. Посетили разные пляжи, а также старинную португальскую крепость - форт Агуада (Fort Aguada). Основная часть крепости, защищенная рвом, находится на холме, отсюда открывается шикарный вид (фото 3). Крепость состоит из нескольких рубежей оборонительных сооружений, часть из которых выходят к морю, а в одном из нижних ярусов находится действующая до сих пор тюрьма (фото 4).

Рядом с одним из фортов, выступающих в море, я и встретил первых рыбаков - местных жителей (фото 5). Снасть их состояла из пластиковой бутылки и лески с грузилом и крючком. Они забрасывали её, периодически вытаскивали, снасть цеплялась за камни, они её обрывали и снова забрасывали. Улова я не дождался, хотя наблюдал за ними почти час, но мои руки всё равно зачесались - жутко захотелось порыбачить. А в чемодане лежит спиннинг – значит, пора его опробовать. Но слишком мало было у меня информации о местной рыбе, приманках и способах ловли. Нужно восполнить этот пробел.

На следующий день, гуляя по пляжу, я заметил трех рыболовов с довольно длинными спиннингами и массивными приманками, их они бросали прямо в прибойную волну и активно выматывали леску. Я подошел к одному и рассмотрел поближе его приманку. Это оказалась блесна серебристой расцветки, отдаленно напоминающая Кастмастер (фото 6). Я сел в сторонке на берегу и стал с интересом наблюдать, но, увы, поклевок, подсечек, а тем более рыбы так и не увидел ни у одного из рыбаков.

Еще одного спиннингиста я встретил всё на том же форте, он бросал приманку прямо с отвесной стены. Я подошел поближе в надежде рассмотреть рыбу, на которую охотился рыбак, и увидел в прозрачной воде силуэты огромных рыб.

Это оказались барракуды довольно внушительных размеров, они паслись неподалеку от стайки мирной рыбы, которая собирала еду с поверхности воды (фото 7). Это уже интереснее. Но спиннингист менял приманки, темп и глубину проводки - всё безрезультатно. Приманка проходила перед носом у барракуд, но те никак не реагировали. Тем не менее, на следующее утро я схватил спиннинг, сложил в рюкзак коробки с приманками, прыгнул на мопед и помчался к форту - уж нашими-то «Нильсами» и «Рапалами» барракуда должна заинтересоваться (фото 8).

Но не тут-то было: я переполоскал весь привезенный арсенал, но не увидел даже выходов. Один раз даже провел приманкой по спине барракуды, но она только неторопливо отплыла, даже не взглянув, кто её беспокоит.

В тот же день, загорая недалеко от форта, я снова увидел спиннингиста, который пытался ловить с отвесной стены. Это был наш соотечественник, который поведал, что у него случилось несколько выходов и даже одна поклевка на «резину». Выше джиг-головки он повесил бомбарду (фото 9), что позволило ему увеличить дальность заброса и ограничить глубину погружения приманки. И действительно - пару раз небольшая барракуда шла за приманкой и даже пыталась её попробовать, но потом уплыла, потеряв интерес.

Больше никто «резиной» не заинтересовался. Набор «резины» у меня был, пусть и небольшой, но универсальный, на все случаи жизни. Обкидал на следующий день местных барракуд своими приманками, только что по голове им не стучал свинцовыми «чебурашками», но поклевок и у меня не произошло.

Я не отчаялся, нет, а поехал в устье реки, попытать счастья еще и там. В устье находится лодочная станция, откуда за небольшую плату туристов возят в море посмотреть на дельфинов. Я нашел удобное тенистое местечко на набережной и принялся вновь купать свой арсенал. В это время ко мне подъехал местный мужичок. Он с интересом наблюдал за моими попытками поймать рыбу, потом подошел и начал что-то активно рассказывать.

Я не знаю ни слова на хинди, он - ни слова по-русски, но несколько английских слов и большое желание пообщаться позволили нам найти общий язык. Наш разговор напоминал сцену из фильма «Особенности национальной охоты», не хватало только генерала, который должен был спросить: «Кузьмич, ты, что, хинди знаешь?»

Бруно (так звали этого мужичка) поведал мне много интересного. Показал суровые снасти, на которые он ловит снэппера и группера (фото 10). Показал и клёвые места (фото 11) – как выяснилось, это были всё те же форты и скалы возле них. Рассказал, как ловить мирную рыбу на хлеб. И предложил совершенно бескорыстно съездить с ним вечером на рыбалку на его лодке. От такого предложения я не мог отказаться - и в назначенное время как штык был в условленном месте.

Лодка оказалась узкой, длинной, но довольно устойчивой (фото 12). Мы погрузили снасти, вытолкали лодку с отмели и поплыли. Лодка оказалась без мотора, но Бруно очень шустро орудовал шестом, а в тех местах, где шест не доставал до дна, ему на смену приходило самодельное весло.

Мы подплыли к скалам, кинули якорь и начали облавливать близлежащую акваторию. Проверив одну гряду камней, плыли к другой. Но, чёрт подери, опять ни одной поклевки. Мне кажется, Бруно расстроился даже больше меня. Уж очень ему хотелось показать своему новому другу, какая здесь замечательная рыбалка. Но и в этот раз удача от нас отвернулась.

Рыбалка рыбалкой, но и о культурной программе не нужно забывать. Из всего многообразия предлагаемых местными гидами экскурсий мы выбрали поездку к водопаду Дудхсагар (Dudhsagar falls), плантацию специй и старый Гоа. Не буду рассказывать, как растет ваниль и перец или о средневековых португальских храмах в старом Гоа, но не могу не сказать несколько слов о водопаде. Это одно из самых красивейших и впечатляющих мест в Индии.

Водопад находится в заповеднике, туристов везут туда на джипах через джунгли и многочисленные реки и ручейки, которые разливаются в сезон дождей и дорога становится непроходимой (фото 13).

Последние несколько сотен метров приходится преодолевать пешком. И вот мы выходим на ровную площадку - и перед нами предстает во всей своей красе водопад (фото 14). Его высота более трехсот метров. «Дудхсагар» в переводе с маратхи, одного из официальных языков Гоа, означает «молочный океан» или «молочная река». Согласно легенде, в водопаде любила купаться одна местная принцесса.

Однажды она увидела, что за ней наблюдает юноша, тогда она превратила воду в молоко, чтобы скрыть свою наготу. И вода с тех пор так и оставалась белой. Что дальше случилось с юношей и девушкой - история умалчивает.

В средней части над водопадом нависает железнодорожный мост, по которому время от времени проходят поезда. У подножья лежит небольшое озеро, в котором плавает огромное количество рыбы. Я вовсе не собирался купаться, но не удержался и залез в воду. Карпы в озере совсем ручные и едят припасенный для мартышек арахис прямо из рук (фото 15). Ловить их здесь нельзя. А сами обезьяны - наглые и бесстрашные, угощение вырывают прямо из рук (фото 16).

По возвращении с экскурсии меня снова потянуло на рыбалку - времени остается всё меньше, а гоанская рыба еще не поймана. Затарившись в местном супермаркете креветками и хлебом, а также прихватив с ужина в ресторане кусочек кальмара, я решил с утра попытать счастья ещё раз. Затемно я приехал к форту и пошел вдоль скал, периодически забрасывая приманки в перспективные, на мой взгляд, места. За мной увязался местный пёс, который сопровождал меня всю дорогу и с интересом наблюдал за всеми моими действиями.

Вдоволь нагулявшись по скалам, я вернулся к форту. Смастерил нехитрую оснастку, повесил на леску грузило, а выше - два поводка с крючками. Один - у самого грузила, другой - на полметра выше. Насадил на крючки хлеб, как учил Бруно, и стал ждать поклевок. Как ни странно, они последовали сразу. Но хлеб моментально сбивали с крючка - и никого не удавалось подсечь.

Я бросил несколько кусков хлеба в воду. Вокруг стала собираться рыба. Подтянулись и барракуды. Я сменил оснастку и повесил небольшую «чебурашку» с «офсетником», а на крючок вместо «резины» насадил креветку приличных размеров (фото 17). Заброс, быстрая проводка - и вдруг одна из барракуд резко разворачивается и делает молниеносный бросок к моей креветке. Удар, подсечка и… у меня на крючке только рваные ошметки креветки. Барракуда стянула с неё панцирь, как обертку с конфеты.

Адреналин зашкаливает. Руки дрожат. Понимаю, что своей снастью поднять полутораметрового монстра шансов нет, но насаживаю следующую креветку - и снова кидаю в сторону хищника. Но больше поклевок не последовало. Перешел снова на донку. Заменил хлеб кусочками креветки, недоеденными барракудой. Снова поклевки - и снова пустые крючки. Да что они там, решили поиздеваться? Последний аргумент - кальмар. Уж кальмара-то они не сорвут, он как резиновый. Насаживаю маленькие кусочки.

Забрасываю. И - о чудо! - первая гоанская рыбка на крючке (фото 18). Дело пошло. Поклевки следуют одна за другой, но подсечь удается не всегда. Но вот вторая рыбка тоже бьется на крючке, а потом - еще и еще. Рыбки очень красивые (фото 19). Аккуратно снимаю с крючка и отпускаю в родную стихию. Прилив закончился - и клёв стал ослабевать, а потом вообще прекратился. Я собрал снасти и поехал в отель. Дело сделано. Удалось подобрать ключик к такой капризной индийской рыбе.

Крючки офсетные Mottomo JS-18

Характерная особенность этих офсетных крючков южнокорейского производства — увеличенное колечко крепления, что удобно для монтажа с обычными заводными кольцами, а также благоприятно сказывается на подвижности составной джиговой приманки.

Глубокий поддев особой формы минимизирует сходы рыбы на вываживании. При этом такие характеристики, как прочность крючка, острота и проникающая способность жала — самого высокого уровня.

Размеры: 4, 2, 1, 1/0, 2/0, 3/0, 4/0, 5/0, покрытие — Nickel black.

Вечером - снова на пляж, последний раз посмотреть на гоанский закат. Завтра - домой. Безмятежную атмосферу, царящую на пляже, на закате как нельзя лучше передаёт вот эта собака (фото 20). Она, как йог, медитирует, сидя на песке в набегающих волнах. Ничто её не беспокоит - ни многочисленные туристы, фотографирующие со всех сторон, ни высокие волны, которые доходят до самой морды.

А в понедельник снова закрутится круговорот дел, забот и проблем. Холодный мрачный город засосет в свою пучину. И останется только вспоминать о закате, золотом песке, о безмятежной собаке, погруженной в свои собачьи мысли. И об отличной рыбалке на берегах Аравийского моря.